ПОЭЗИЯ – ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ

От Великой Победы над германским нацизмом – ударной силой панъевропейского мракобесия – нас отделяет ровно четверть века. 75 лет – среднестатистический срок земной человеческой жизни. Поэтому тех, кто помнит Великую Отечественную войну, с каждым днём, увы, становится всё меньше. Зато поколение, которое появилось на свет в XXI веке, имеет крайне смутное представление о той грозной трагической эпохе. Правду о ней вполне сознательно искажают пропагандисты-конъюнктурщики, выдающие себя за украинских историков, не говоря уже о такой специфической публике, как представители средств массовой провокации. Вопреки стараниям медийных геббельсят, мы обязаны сохранить благодарную память о творцах Великой Победы, об их безпримерном подвиге на фронте и в тылу.
Как вообще весть о начале той страшной войны отозвалась в сердцах наших прадедов? 22 июня, да и много позже, никто из них не знал, когда и как она завершится. Знали, что положение сверхкритическое. Запорожье – пока ещё глубокий тыл, но уже в ночь на 14 июля наш город подвергся первой бомбардировке.
В газетных публикациях первых дней и недель Великой Отечественной бросается в глаза следующее: простые советские люди ясно отдавали себе отчёт в том, насколько мощный враг напал на нашу Родину, тем не менее в каждой строчке сквозит спокойная уверенность в том, что нацистский Рейх и его сателлиты рано или поздно будут разгромлены. Уже в конце июня областная газета «Червоне Запоріжжя» помещает на первой полосе репродукцию знаменитого впоследствии плаката Кукрыниксов с не менее знаменитым четверостишием Самуила Маршака:
Бьёмся мы здорово,
Колем отчаянно,-
Внуки Суворова,
Дети Чапаева.

С этого момента поэтическое слово «на злобу дня» становится важнейшим средством укрепления боевого духа наших сограждан. То же «ЧЗ» из номера в номер публикует краткие стихотворения, мобилизующие запорожцев на отпор захватчикам. Имя автора этих стихов не указано, однако ясно, что они вышли из-под пера профессионального литератора – возможно, штатного корреспондента «ЧЗ». Вот эти пламенные строки:
Прорахувалися фашисти!
Нехай їм більше не кортить!
Їм хліба нашого не їсти,
Води їм нашої не пить!
* * *
В колгоспі працюєш чи біля домни –
Хай піт трудовий обличчя пече.
В тилу, як на фронті, працюй невтомно,
Завзято, впевнено, гаряче!
* * *
Піде з гвинтівкою син –
Батько в тилу і мати.
Будемо ми, як один
Працею фронт зміцняти.
Падають бомби з висот,
Трощать фашистські танки.
Вже, як піднявся народ,-
Битиме він до останку!

В номере «ЧЗ» за 26.06.1941 за подписью «Ол. Рись, Ів. Маніло» опубликован стих «Повістка». Не могу не процитировать его хотя бы частично:
Тримаю я листок цей осяйний,
Як руку матері ласкаву,
Що зве мене на подвиг бойовий
Вітчизни доблесті і слави.
І дужий я, і радісно мені,
Що може завтра на світанку
На хижі гнізда бойові
Червоні поведу я танки.

В конце июля – начале августа, когда немцы и их союзники румыны и венгры приблизились к Запорожью на угрожающе близкое расстояние, в городе формируется 274 стрелковая дивизия. Укомплектована она в основном нашими земляками – мобилизованными и добровольцами. Стихотворение Андрея Портенко «Пісня ополченця» явно является оперативным откликом на данное событие:
Наші сили несчисленні,
Справедлива справа.
Сторожіться, пси шалені,
Люті і криваві.
Стали тисячі народу,
Як стіна залізна.-
Захищать грудьми свободу
І свою Вітчизну.
Всі в народне ополчення:
Косарі, шахтьори, вчені!
Всі, хто може нести зброю
Підіймайтеся до бою!

Именно 274 СД 12 армии Южного фронта 15-18 августа 1941 года держала оборону на линии «западная околица поселка Верхняя Хортица – полотно железной дороги Запорожье-Никополь – село Бабурка». В тех краях до сих пор можно видеть следы окопов. А в начале сентября части 274 СД выбили противника с о. Хортица, откуда враг поливал наш город артиллерийским огнем. Тем самым была обеспечена возможность эвакуировать в глубокий тыл важнейшие промышленные предприятия Запорожья.

В составе войск Южного фронта сражался А.С. Клюненко – легенда и ас послевоенной запорожской журналистики, многолетний бессменный редактор газеты «Индустриальное Запорожье» с самого первого её номера и до выхода Андрея Степановича на пенсию. И, надо сказать, сражался отменно. На фронт ушёл с первых дней войны. Прошел её до конца. Был неоднократно ранен и контужен. Участвовал в боях на Северном Кавказе, вместе с моряками и морпехами десантировался в Крыму и на Тамани, был участником штурма Новороссийска, воевал в Карпатах, освобождал Польшу, Чехословакию, Венгрию. День Победы встретил в Германии. Награждён орденами и медалями. Многие наши здешние «акулы пера», которые и сами давно уже стали маститыми мэтрами, по праву считают Андрея Степановича своим учителем и наставником. Недаром самая престижная премия, вручаемая запорожским медийщикам за достижения в профессии, носит имя А.С.Клюненко.
Так вот, в № 88 (375) ежедневной газеты Южного фронта «Звезда Советов» от 29.03.1942 опубликовано сатирическое стихотворение Андрея Степановича «Единственное без подделки». С точки зрения формального мастерства стихи эти нарочито безыскусны. Но в них присутствует главное – горячее живое чувство, демонстрация нравственного превосходства наших людей над извергами-оккупантами. Итак:
Все в Германии – эрзацы:
Масло, хлеб, вода, жилье,
Вместо прав – программа наци,
Вместо власти – жулье.
Вместо денег – липа-марки,
Вместо правды – ложь и лесть,
И пошли чертям на смарку
Совесть, мужество и честь.
Вместо грустных Гретхен – телки,
Вместо рыцарей – быки,
Гитлер чешет паклю-чолку
И вострит эрзац-клыки.
В этом вся она сегодня,
Нищая эрзац-страна –
Дьявольская преисподня,
Коей правит сатана.
Посмотрите на солдата,
На его «геройский» вид –
Точно в панцыри и латы
В бесконечные заплаты
Приоделся инвалид.
Но зато одним гордиться
Может грозный Гитлер – ложь:
На его паскудных фрицев
Лезет, без подделок, вошь.
Лезет в окна, лезет в двери,
Лезет в нищую постель,
Вошь, похожая на зверя,
Вошь без фальши – натюрель.

Звание автора вышеприведенных строк – политрук. В годы войны он занимал должность агитатора политотдела 18 армии, который возглавлял полковник Л.И.Брежнев – в будущем первый секретарь Запорожского обкома КП(б)У, затем Генеральный секретарь ЦК КПСС. Леонид Ильич и Андрей Степанович крепко дружили, часто перезванивались, так что фронтовика-журналиста Клюненко побаивались даже тогдашние первые лица Запорожья и области. К слову, до редакторства в «Индустриалке» он руководил областной газетой «Запорожская правда», которая до 1963 года выходила на украинском и русском языках. Таким образом, ветераны «ЗП» тоже вправе считать себя воспитанниками Андрея Степановича.
С поразительной силой фронтовая поэзия отразила самые драматичные моменты людских судеб. Некоторые строки представляют собой как бы зарисовку с натуры. Таково и прекрасное, незаслуженно забытое стихотворение Д.Бежина «Долг», помещённое в № 39 (326) «Звезды Советов» за 8.02.1942:
Он испугался и бежал,
Оставив друга, бросил бой,
Его в дороге задержал
Неумолимый часовой.
И трус сказал ему: – Пусти.
Но он ответил – не пущу.
И видел юный часовой,
Как труса уводил конвой.
И руки сжал, и зубы сжал,
Казалось, парень возмужал.
И долго взглядом провожал
Того, кто не придет назад.
Но то, что это старший брат,
Он никому не рассказал.

Да, случалось на войне и такое. Но иначе было нельзя. Особенно в условиях отступления на юге и горьких потерь первых месяцев войны. Это тоже правда жизни, правда истории. Та правда, которую с наибольшей, пожалуй, выразительностью передал в своём знаменитом (теперь, правда, редко вспоминаемом) стихотворении «Убей его!» классик русской советской литературы Константин Симонов. Впервые этот поэтический шедевр увидел свет в центральном органе Народного комиссариата обороны СССР газете «Красная Звезда», № 167 (5231) за 18.07.1942. Читатели «СЛАВЯНКИ» имеют возможность видеть, как выглядит первая публикация этого несентиментального, «неполиткорректного» произведения.
…Много неожиданных волнительных сюрпризов хранят пожелтевшие полуистлевшие страницы фронтовой прессы. В рамках одной газетной публикации обо всех их не расскажешь. Но эти пропахшие порохом страницы сберегли для нас поистине безценные подробности тех лет, мысли, чувства и надежды наших дедов и прадедов. Ценой невероятных героических усилий они сломали хребет чудовищному людоедскому режиму, который даже убежденный атеист политрук Андрей Клюненко не смог охарактеризовать иначе, как проявлением демонизма и сатанизма.

Сергей ГРИГОРЬЕВ

1 комментарий на “ПОЭЗИЯ – ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ

  1. В 1912 г. Василий Агапкин служил штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Он написал патриотический марш после того, как стал свидетелем отправки русских добровольцев на фронт Первой Балканской Войны (1912-1913 гг.). Ежегодно марш исполняется на парадах в честь Дня Победы. Традиционно «Прощание славянки» используется на проводах поездов с новобранцами и солдат, завершивших прохождение срочной службы в Вооруженных силах РФ. Существует несколько вариантов текстов на мелодию марша. Именно под эту музыку семья провожает героя фильма «Летят журавли» на фронт.

Добавить комментарий для Лев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.