От Великой Победы над германским нацизмом – ударной силой панъевропейского мракобесия – нас отделяет ровно четверть века. 75 лет – среднестатистический срок земной человеческой жизни. Поэтому тех, кто помнит Великую Отечественную войну, с каждым днём, увы, становится всё меньше. Зато поколение, которое появилось на свет в XXI веке, имеет крайне смутное представление о той грозной трагической эпохе. Правду о ней вполне сознательно искажают пропагандисты-конъюнктурщики, выдающие себя за украинских историков, не говоря уже о такой специфической публике, как представители средств массовой провокации. Вопреки стараниям медийных геббельсят, мы обязаны сохранить благодарную память о творцах Великой Победы, об их безпримерном подвиге на фронте и в тылу.
Как вообще весть о начале той страшной войны отозвалась в сердцах наших прадедов? 22 июня, да и много позже, никто из них не знал, когда и как она завершится. Знали, что положение сверхкритическое. Запорожье – пока ещё глубокий тыл, но уже в ночь на 14 июля наш город подвергся первой бомбардировке.
В газетных публикациях первых дней и недель Великой Отечественной бросается в глаза следующее: простые советские люди ясно отдавали себе отчёт в том, насколько мощный враг напал на нашу Родину, тем не менее в каждой строчке сквозит спокойная уверенность в том, что нацистский Рейх и его сателлиты рано или поздно будут разгромлены. Уже в конце июня областная газета «Червоне Запоріжжя» помещает на первой полосе репродукцию знаменитого впоследствии плаката Кукрыниксов с не менее знаменитым четверостишием Самуила Маршака:
Бьёмся мы здорово,
Колем отчаянно,-
Внуки Суворова,
Дети Чапаева.
С этого момента поэтическое слово «на злобу дня» становится важнейшим средством укрепления боевого духа наших сограждан. То же «ЧЗ» из номера в номер публикует краткие стихотворения, мобилизующие запорожцев на отпор захватчикам. Имя автора этих стихов не указано, однако ясно, что они вышли из-под пера профессионального литератора – возможно, штатного корреспондента «ЧЗ». Вот эти пламенные строки:
Прорахувалися фашисти!
Нехай їм більше не кортить!
Їм хліба нашого не їсти,
Води їм нашої не пить!
* * *
В колгоспі працюєш чи біля домни –
Хай піт трудовий обличчя пече.
В тилу, як на фронті, працюй невтомно,
Завзято, впевнено, гаряче!
* * *
Піде з гвинтівкою син –
Батько в тилу і мати.
Будемо ми, як один
Працею фронт зміцняти.
Падають бомби з висот,
Трощать фашистські танки.
Вже, як піднявся народ,-
Битиме він до останку!
В номере «ЧЗ» за 26.06.1941 за подписью «Ол. Рись, Ів. Маніло» опубликован стих «Повістка». Не могу не процитировать его хотя бы частично:
Тримаю я листок цей осяйний,
Як руку матері ласкаву,
Що зве мене на подвиг бойовий
Вітчизни доблесті і слави.
І дужий я, і радісно мені,
Що може завтра на світанку
На хижі гнізда бойові
Червоні поведу я танки.
В конце июля – начале августа, когда немцы и их союзники румыны и венгры приблизились к Запорожью на угрожающе близкое расстояние, в городе формируется 274 стрелковая дивизия. Укомплектована она в основном нашими земляками – мобилизованными и добровольцами. Стихотворение Андрея Портенко «Пісня ополченця» явно является оперативным откликом на данное событие:
Наші сили несчисленні,
Справедлива справа.
Сторожіться, пси шалені,
Люті і криваві.
Стали тисячі народу,
Як стіна залізна.-
Захищать грудьми свободу
І свою Вітчизну.
Всі в народне ополчення:
Косарі, шахтьори, вчені!
Всі, хто може нести зброю
Підіймайтеся до бою!
Именно 274 СД 12 армии Южного фронта 15-18 августа 1941 года держала оборону на линии «западная околица поселка Верхняя Хортица – полотно железной дороги Запорожье-Никополь – село Бабурка». В тех краях до сих пор можно видеть следы окопов. А в начале сентября части 274 СД выбили противника с о. Хортица, откуда враг поливал наш город артиллерийским огнем. Тем самым была обеспечена возможность эвакуировать в глубокий тыл важнейшие промышленные предприятия Запорожья.
В составе войск Южного фронта сражался А.С. Клюненко – легенда и ас послевоенной запорожской журналистики, многолетний бессменный редактор газеты «Индустриальное Запорожье» с самого первого её номера и до выхода Андрея Степановича на пенсию. И, надо сказать, сражался отменно. На фронт ушёл с первых дней войны. Прошел её до конца. Был неоднократно ранен и контужен. Участвовал в боях на Северном Кавказе, вместе с моряками и морпехами десантировался в Крыму и на Тамани, был участником штурма Новороссийска, воевал в Карпатах, освобождал Польшу, Чехословакию, Венгрию. День Победы встретил в Германии. Награждён орденами и медалями. Многие наши здешние «акулы пера», которые и сами давно уже стали маститыми мэтрами, по праву считают Андрея Степановича своим учителем и наставником. Недаром самая престижная премия, вручаемая запорожским медийщикам за достижения в профессии, носит имя А.С.Клюненко.
Так вот, в № 88 (375) ежедневной газеты Южного фронта «Звезда Советов» от 29.03.1942 опубликовано сатирическое стихотворение Андрея Степановича «Единственное без подделки». С точки зрения формального мастерства стихи эти нарочито безыскусны. Но в них присутствует главное – горячее живое чувство, демонстрация нравственного превосходства наших людей над извергами-оккупантами. Итак:
Все в Германии – эрзацы:
Масло, хлеб, вода, жилье,
Вместо прав – программа наци,
Вместо власти – жулье.
Вместо денег – липа-марки,
Вместо правды – ложь и лесть,
И пошли чертям на смарку
Совесть, мужество и честь.
Вместо грустных Гретхен – телки,
Вместо рыцарей – быки,
Гитлер чешет паклю-чолку
И вострит эрзац-клыки.
В этом вся она сегодня,
Нищая эрзац-страна –
Дьявольская преисподня,
Коей правит сатана.
Посмотрите на солдата,
На его «геройский» вид –
Точно в панцыри и латы
В бесконечные заплаты
Приоделся инвалид.
Но зато одним гордиться
Может грозный Гитлер – ложь:
На его паскудных фрицев
Лезет, без подделок, вошь.
Лезет в окна, лезет в двери,
Лезет в нищую постель,
Вошь, похожая на зверя,
Вошь без фальши – натюрель.
Звание автора вышеприведенных строк – политрук. В годы войны он занимал должность агитатора политотдела 18 армии, который возглавлял полковник Л.И.Брежнев – в будущем первый секретарь Запорожского обкома КП(б)У, затем Генеральный секретарь ЦК КПСС. Леонид Ильич и Андрей Степанович крепко дружили, часто перезванивались, так что фронтовика-журналиста Клюненко побаивались даже тогдашние первые лица Запорожья и области. К слову, до редакторства в «Индустриалке» он руководил областной газетой «Запорожская правда», которая до 1963 года выходила на украинском и русском языках. Таким образом, ветераны «ЗП» тоже вправе считать себя воспитанниками Андрея Степановича.
С поразительной силой фронтовая поэзия отразила самые драматичные моменты людских судеб. Некоторые строки представляют собой как бы зарисовку с натуры. Таково и прекрасное, незаслуженно забытое стихотворение Д.Бежина «Долг», помещённое в № 39 (326) «Звезды Советов» за 8.02.1942:
Он испугался и бежал,
Оставив друга, бросил бой,
Его в дороге задержал
Неумолимый часовой.
И трус сказал ему: – Пусти.
Но он ответил – не пущу.
И видел юный часовой,
Как труса уводил конвой.
И руки сжал, и зубы сжал,
Казалось, парень возмужал.
И долго взглядом провожал
Того, кто не придет назад.
Но то, что это старший брат,
Он никому не рассказал.
Да, случалось на войне и такое. Но иначе было нельзя. Особенно в условиях отступления на юге и горьких потерь первых месяцев войны. Это тоже правда жизни, правда истории. Та правда, которую с наибольшей, пожалуй, выразительностью передал в своём знаменитом (теперь, правда, редко вспоминаемом) стихотворении «Убей его!» классик русской советской литературы Константин Симонов. Впервые этот поэтический шедевр увидел свет в центральном органе Народного комиссариата обороны СССР газете «Красная Звезда», № 167 (5231) за 18.07.1942. Читатели «СЛАВЯНКИ» имеют возможность видеть, как выглядит первая публикация этого несентиментального, «неполиткорректного» произведения.
…Много неожиданных волнительных сюрпризов хранят пожелтевшие полуистлевшие страницы фронтовой прессы. В рамках одной газетной публикации обо всех их не расскажешь. Но эти пропахшие порохом страницы сберегли для нас поистине безценные подробности тех лет, мысли, чувства и надежды наших дедов и прадедов. Ценой невероятных героических усилий они сломали хребет чудовищному людоедскому режиму, который даже убежденный атеист политрук Андрей Клюненко не смог охарактеризовать иначе, как проявлением демонизма и сатанизма.
Сергей ГРИГОРЬЕВ
В 1912 г. Василий Агапкин служил штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Он написал патриотический марш после того, как стал свидетелем отправки русских добровольцев на фронт Первой Балканской Войны (1912-1913 гг.). Ежегодно марш исполняется на парадах в честь Дня Победы. Традиционно «Прощание славянки» используется на проводах поездов с новобранцами и солдат, завершивших прохождение срочной службы в Вооруженных силах РФ. Существует несколько вариантов текстов на мелодию марша. Именно под эту музыку семья провожает героя фильма «Летят журавли» на фронт.