«ЗА РОДИНУ, ЗА СТАЛИНА!..»

Таким кличем фронтовые политработники поднимали в атаку и вели за собой красноармейцев, если командир подразделения был убит или тяжело ранен в бою. Хрестоматийным примером такого отважного порыва является герой знаменитого снимка «Комбат» младший политрук 5 роты 2 батальона 220 стрелкового полка 4 стрелковой дивизии 12 армии Южного фронта Алексей Еременко, до войны – председатель передового колхоза им. Красина в Червоноармейском (ныне Вольнянском) районе Запорожской области. Это собирательный образ, вобравший в себя подвиг всех фронтовых политруков и комиссаров (политработников батальонного и выше уровней).
Их были сотни тысяч. В каждой роте, батальоне, полку, бригаде, дивизии, корпусе, армии был свой штатный политсостав. Нет ничего ошибочней представления о том, будто политрук – это такой себе партийный чинуша, приставленный тоталитарной ВКП(б) присматривать за кадровыми офицерами, компостировать бойцам мозги занудными политзанятиями, от подъёма и до отбоя воспитывать малосознательный элемент в духе марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
Идеологический функционал тоже, конечно, присутствовал – куда же без него. Вот как об этом сказано в передовой статье «Политическое воспитание бойца» газеты «Красная Звезда» (№ 159(5223)) за 9 июля 1942 года: «Большевистская пропаганда, большевистская агитация не терпят водолейства, сухости, жвачки. Агитатор только тогда отыщет путь к сердцу бойца, когда слово его будет ярким, сильным, правдивым, когда он будет смело и остро поднимать самые животрепещущие, наиболее волнующие бойца вопросы… Всё это может быть достигнуто лишь в том случае, если политработник живёт одной жизнью с массой бойцов, хорошо знает людей, их особенности, нужды и запросы. Рота – центр партийно-политической работы – и каждый политработник должен быть здесь не гостем, а своим человеком».
Настоящий политрук всегда был правой рукой и надежной опорой командира, а для рядовых ещё и чем-то типа отца родного, который и выслушает внимательно, и утешит, поймет, даст дельный совет. Да и табачком в случае чего поделится. Недаром директива Верховного командования вермахта OKW № 44822 от 6 июня 1941 года «Указания по обращению с политическими комиссарами» предписывала уничтожать попавших в плен политработников.
Политруком был патриарх запорожской журналистики, многолетний бессменный редактор сверхпопулярной некогда газеты «Индустриальное Запорожье» Андрей Клюненко, воевавший в составе 18-й армии Южного фронта. Публикации Андрея Степановича встречаются на страницах ежедневной газеты ЮФ «Звезда Советов». В состав этого фронта входила и 12-я армия, в частях которой служили множество наших земляков. Особенно это касается 4-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза Ивана Рослого (на тот момент полковника). Зимой 1942 года ей были переданы остатки обескровленной 274-й СД, сформированной из жителей Запорожья и области. 274-я дивизия храбро билась с врагом на подступах к нашему городу, обеспечив возможность эвакуировать в глубокий тыл промышленные предприятия.
В № 32(319) «Звезды Советов» за 1 февраля 1942 года на первой полосе в правом верхнем углу крупным шрифтом набрана актуальная тема дня: «Враг стремится вывести из строя наших командиров и политработников. Охраняй и защищай командира и политработника в бою!».
На следующий день газета публикует заметку И.Васильева «Подвиг политрука», в которой говорится следующее: «Разведчики выяснили, что к вражескому блиндажу можно подкрасться незаметно с левого фланга. Местность здесь холмистая, надежная маскировка. Политрук тов. Сухой подполз к огневым позициям врага. Фашисты, ничего не подозревая, вели огонь в нашу сторону. Меткими бросками гранат герой-политрук стал истреблять фашистскую нечисть. Когда окоп был занят нашим подразделением, то в нем оказалось 20 трупов немецких солдат. В этом бою политрук Сухой был ранен. Но он не покинул поле боя. Когда был тяжело ранен комиссар, политрук встал на его место».
А вот что рассказал читателям в заметке «Так действуют смельчаки» (№ 39(326) от 8 февраля) старший политрук С.Кулаенко: «В поле бушевала пурга. Этим воспользовались бойцы капитана Шевченко и ночью проникли в расположение противника. Группа младшего политрука Гребенюка окружила сарай, где стояли два немецких пулемёта. Пулемёты вместе с их расчетами были уничтожены гранатами. Затем бойцы тов. Гребенюка истребили миномётный расчет противника и взорвали склад мин. Другая группа под командой младшего политрука Черкашина взорвала пулемётную ДЗОТ, склад боеприпасов и уничтожила пятерых фашистов. Смельчаки за эту ночь истребили более 30 гитлеровцев, захватили трофеи – станковый пулемет, винтовки и другое вооружение».
Поразительную историю в своей статье «С честью выполнили Сталинский приказ» («ЗС», № 48(335) за 17.02.1942) поведал генерал-майор Константин Коротеев: «Младший политрук Василий Прудиус, раненый в ногу, вёл роту в атаку. Он получил ещё 4 ранения. Но и обессилевший продолжал руководить боем. Шестая рана. Пулей пробило лицо младшего политрука. Он упал, он уже не мог говорить. И тогда Прудиус написал на листке блокнота своему заместителю: «Идите вперёд, только вперёд!». После излечения в госпитале младший политрук со своим подразделением совершил ещё много славных дел». И действительно, имя Василия Прудиуса неоднократно встречается на страницах фронтовой газеты, в т.ч. в качестве автора заметок. Кстати, фамилия Прудиус в наших краях не редкость. Не родня ли это героя Василия?
А вот о чём повествуется в редакционной статье «Образцы мужества и отваги»: «Пулемётным и винтовочным огнём, гранатами и штыками встретили красные воины наступавших гитлеровцев. Когда вражеские цепи были совсем близко, политрук тов. Явич выскочил из окопа и с возгласом «За Родину, за Сталина!» увлёк бойцов в контратаку. Десятки гитлеровских солдат и офицеров были истреблены в рукопашной схватке. Смертью храбрых пал политрук. Красные воины ещё беспощаднее стали уничтожать поганую немчуру» («ЗС», № 192(478) от 13.07.1942). Как это похоже на геройский поступок мл. политрука Алексея Ерёменко, чей образ увековечен на знаменитом фотоснимке «Комбат» фронтового фотокорреспондента ТАСС Макса Альперта! Да и погиб Алексей Гордеевич за день до выхода этой заметки в свет…
К сожалению, никаких упоминаний о самом А.Г.Ерёменко в номерах «Звезды Советов» за январь-июль 1942 года обнаружить не удалось. Если бы удалось, то архивную справку о том, что-де он «пропал без вести в январе 1942-го», можно было бы не принимать в расчёт.
Между тем в публикациях за данный период времени упоминаются десятки коллег нашего прославленного земляка. Иные из них и сами выступали в роли внештатных авторов. ФИО политруков и комиссаров Южного фронта регулярно публиковались в списках награждённых орденами и медалями. И хотя далеко не все номера «Звезды Советов» физически присутствуют в фондах Российской Государственной библиотеки (знаменитой «Ленинки») – крупнейшей библиотеки бывшего Союза, факт остаётся фактом: упоминаний о мл. политруке А.Г. Ерёменко в наличных экземплярах «ЗС» нет.
Как видим, политруки не прятались «за спины ребят». Наоборот, лучшие из них всегда были в гуще битвы, на острие событий. Тем противнее натыкаться в газетках известного рода на писанину современных смердяковых, силящихся доказать, будто подвиг наших политработников, олицетворенный фотоснимком «Комбат» – это «выдумка совкового агитпропа», «примитивная легенда и миф». Ну да Бог им судья, неадекватным «мифоборцам».
Завершим сегодняшний экскурс в военное прошлое стихами фронтового поэта Дмитрия Бежина, помещенными в № 101 (388) «Звезды Советов» за 11.04.1942:
Не зря Черновола назвали героем,
И орден его украшает недаром,
В горячих походах, тяжелой порою
Мы видели рядом с собой комиссара.
Он с нами всегда, обо всем беспокоясь,
Он каждому – ближе, дороже родного.
И кажется всем, что ведет бронепоезд
Живое его комиссарское слово.

Сергей ГРИГОРЬЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.