Имя этого талантливого человека, также как и имя инженера Ледина не упоминается в мемуарах советских маршалов и генералов. Да, наверное, многие из них не знали, кто такой Ларионов, а некоторые так и препятствовали внедрению его главного изобретения: Противотанковой авиационной бомбы весом 1,5кг в корпусе 2,5кг осколочной бомбы.
А между прочим переоценить значение его изобретения и его роль в Курской битве просто невозможно.
В начале 1943 года в битве под Тихвином фашисты впервые массово применили свои новые танки «Тигр» и «Пантера». Некоторые из них были захвачены и испытаны обстрелом из всех видов противотанковых пушек. Результат был ошеломляющий: советская артиллерия не имела пушек и снарядов, способных пробить лобовую броню этих машин. Немалый вклад в такое бедственное положение внесли советские генералы и маршалы, снявшие с производства 57-ти мм пушку Грабина ЗИС-2 ещё в 1940 году как ненужную Красной армии.
Нужно отметить мужество и изобретательность советских артиллеристов, солдат, саперов, которым пришлось своей кровью оплачивать дурость и подлость своих генералов.
Нельзя пробить боковую и лобовую броню этих танков из 45мм и 76мм полковых пушек? Наши отцы занимали такие позиции, чтобы можно было стрелять по днищу немецкого танка, переваливающего через холм. На выстрел давалась одна секунда. Не попал– смерть.
Выстраивали артиллерийские позиции так, чтобы по одному танку одновременно могли стрелять до 10 пушек. При одновременном попадании танк оставался целым, но экипаж погибал от контузии.
Подбрасывали на ходу мины, устраивали ловушки, даже собак использовали. Отдувался, короче, солдат за своих неумных генералов.
Но Верховное командование Красной армии усиленно искало новое оружие для поражения немецких супертанков:
Создавались подкалиберные снаряды (с вольфрамовым сердечником) по образу и подобию немецких. Но стратегические запасы вольфрама были очень малы и были быстро использованы
Создавались кумулятивные (бронепрожигающие) снаряды. Но теория кумулятивного эффекта в СССР была мало разработана и создание таких боеприпасов шло так называемым «методом тыка». Типа ткнул наобум – если угадал – повезло, не угадал – не повезло.
Срочно восстановили производство пушки Грабина ЗИС-2, которая уверенно поражала немецкие танки со всех ракурсов. Но производство реальных вещей сильно отличается от волшебной палочки и потому мгновенно произвести нужное количество пушек ЗИС-2 и боеприпасов к ней к началу Курской битвы не удалось.
Срочно начались работы по установке в танки Т-34 и КВ-1 более мощных пушек. Но на это также требовалось много времени.
Были созданы самоходные артиллерийские установки с 85мм и 152мм пушками. И хотя их к Курской битве произвели мало, но САУ-152 прекрасно показала себя в боях, заслужив у воинов прозвище «Зверобой».
Поставлены были задачи и конструкторам авиационного оружия на создание бомб, использующих кумулятивный эффект.
Задачу пытались решить несколько КБ, проводивших опытно-конструкторские работы по созданию таких бомб для штурмовой и бомбардировочной авиации и для реактивных снарядов. Практически все разработки упирались в низкую точность бомбометания, имевших место в авиации СССР. Выход предложил инженер Ларионов Иван Александрович. Идея проста: не попадать точно в танк одной бомбой, а засыпать танки противника большим колличеством мелких бомбочек кумулятивного действия (ну, как дробью из ружья). Так родилась знаменитая бомбочка ПТАБ-2,5-1,5. Полное название: «Противотанковая Авиационная бомба кумулятивного действия весом 1,5кг в корпусе 2,5кг осколочной бомбы.»
Штурмовик Ил-2 брал более 200 таких бомб в контейнерах. Сбрасывать их можно было даже с бреющего полета, что повышало точность бомбежки. При ударе о броню происходила детонация основного заряда, состоящего из взрывчатки ТГА (взрывчатка Ледина), которая прожигала броню до 60 мм при ударе под углом даже 30градусов, поражая при этом весь экипаж танка и взрывая его боеприпасы.
Доводка до серийного производства этих бомб Ларионова шла очень трудно. Но опять нашей стране повезло. Случайно на очередных испытаниях этой бомбы оказался один из руководителей ВВС СССР, который таким образом пытался объяснить Сталину причину своего отсутствия на рабочем месте. В процессе этого объяснения Сталин заинтересовался данным оружием, ибо имел высочайший уровень знаний и феноменальную интуицию.
После чего доработка ПТАБов пошла очень быстро и эффективно. Оружие было засекречено и его применение до Курской битвы было запрещено. Учитывая простоту и дешевизну производства таких бомб, к началу Курской битвы было изготовлено около миллиона ПТАБов.
Применение их против колонн фашистских танков, привыкших игнорировать советскую авиацию, вызвало у фашистов большие потери в бронетехнике. Дело в том, что высыпанные из бомболюков ИЛ-2 200 ПТАБов накрывали площадь размером 15х200метров, причем для поражения любого танка Германии достаточно было одной бомбочки, т.к. броня крыши «Тигра» составляла 25мм, а «Пантеры» – 18мм. Впервые данные бомбы были массово применены 5 июля 1943 года. Так 8 экипажей ИЛ-2 из 617 штурмового авиаполка под д. Бутово уничтожили 15 танков и 6 автомашин, израсходовав 1248 ПТАБов. А группа ИЛ-2 из 673-го ШАП по Яковлево уничтожила 10 танков.
6 и 7 июля учитывая прекрасные результаты применения ПТАБ, были нанесены массированные удары как на Воронежском, так и Центральном фронтах.
Массированное применение нового оружия быстро отучило немецких танкистов передвигаться колоннами как при следовании к фронту, так и в предбоевых порядках. А генерал Вермахта фон Меллентин писал впоследствии «… многие танки стали жертвой советской авиации…».
Так, например, 10 июля в районе Кошары после полета ИЛ-2 было подбито 30 немецких танков и 14 танков сожжено, а в районе Понырей было подбито и сожжено 48 немецких танков.
Осмотр советскими специалистами подбитой и сожженной фашистской бронетехники показал, что после попадания ПТАБ в танк в большинстве случаев его нельзя восстановить. Горели от ПТАБов и «Фердинанды» и «Тигры», и «Пантеры». Переход фашистов к рассредоточенным боевым и маршевым порядкам значительно уменьшил пробивную силу их бронированного кулака и снизил управляемость. Нашли фашисты и «противоядие» от ПТАБ, размещая свои танки под деревьями и закрепляя над танком металлическую сетку. Но и эти меры, хотя и позволили снизить потери, но далеко не полностью. И в результате в Курской битве потери бронетехники Германии от действий советской авиации достигли 20% от общих потерь бронетехники при обычных 5% до появления ПТАБ.
Появление ПТАБ позволило отказаться от установки на штурмовиках крупнокалиберных авиационных пушек в связи с их низкой эффективностью. Применение же ПТАБ не требовало специального обучения экипажей. ПТАБы активно производились и применялись вплоть до Победы и не только против бронетехники, но и против укреплений, дотов, бронеколпаков.
За создание столь эффективного, а главное простого и дешевого оружия инженер Ларионов был награжден орденом Ленина в 1944 году, а в 1946г. получил Сталинскую премию.
Проживал Иван Александрович в Ленинграде. Умер в 1979 году. Похоронен на Северном кладбище. В том же году в музее Военно-воздушных сил СССР в Москве был оформлен стенд, посвященный инженеру и его уникальному изобретению, оказавшему огромное влияние на результаты Великой Отечественной войны.
В. Абраменко